Говорим, а проблемы не решаются

14 мая 2021

Председатель СТД Александр Калягин о самоуправстве чиновников

На днях ко мне заглянул в Союз председатель Тамбовского отделения СТД РФ Сергей Левандовский. Я стал спрашивать, как обстоят дела в регионе, какие сегодня самые больные проблемы, и чем мы можем помочь. Честно говоря, я ожидал, что в первую очередь, услышу про то, как сократили бюджет театрам, как не хватает денег. Но, нет.

Первое, что он мне сказал, прозвучало неожиданно: «Уходит профессия главного режиссера. Режиссеры не хотят становиться главными, они готовы приехать поставить спектакль и быстро уехать. Без художественного руководства театр теряет свое лицо, нет внятной продуманной репертуарной политики, разбалтывается труппа.

Вроде ничего нового я не услышал, сам ни раз про это говорил и практически теми же словами. Но услышать вновь, было для меня важно.

К сожалению, мы говорим, говорим, а проблема по большому счету не решается, хотя, как будто стараемся, ищем пути… СТД РФ добился того, что выпускники столичных вузов, которые согласились уехать работать в провинциальные театры, теперь получают дополнительно по 20 тыс. рублей в месяц. И в итоге, на свет появилось уже несколько хороших спектаклей, сделанных этими молодыми режиссерами в небольших городах России. И именно эти работы составили афишу фестиваля «АРТМИГРАЦИЯ», который уже дважды проходил в Москве.

Но хотят ли эти режиссеры возглавить театры, взять на себя ответственность не за один спектакль, а за всю художественную программу театра, за его развитие, за труппу – вот это большой вопрос.

Всегда ли дело в том, что легче и выгоднее перемещаться из одного театра в другой, ставя по одному спектаклю, забывая о нем, и тут же начиная новую работу? Или есть все-таки более глубинные причины? 

Директора Коми-Пермяцкого театра Анатолия Четина переводят на должность художественного руководителя, а хозяйственно-управленческие функции передают специально созданной управляющей компании во главе с Алексеем Петровым, депутатом Законодательного собрания Пермского края, предпринимателем, которому в городе Кудымкаре принадлежит торговая сеть и несколько кафе (обо всем этом я узнал из письма коллектива театра, который просит меня разобраться в такой абсурдной ситуации). И как к этому относиться?

Уже само название «управляющая компания» сразу вызвало негативную реакцию. Когда тебе в квитанциях по оплате за коммунальные услуги пишут – «координаты вашей управляющей компании», тебе становится немного смешно, но не оскорбительно. А в отношении театра это кажется откровенным издевательством. Что за управляющая компания ?! Есть учредитель в лице Департамента культуры для муниципальных театров, Министерство культуры – для федеральных и областных. Что за промежуточное звено, для чего, для каких целей его создают? Что происходит?

Идея министра культуры Пермского края Игоря Гладнева, а эта идея именно его, мне кажется более чем странной. Он уже «успешно» внедрил свою идею в работу некоторых культурных организаций края, после чего проблем у них стало не меньше, а больше.

В чем же дело? Почему так настойчиво министр культуры добивается реорганизации? Не думаю, что он хочет просто трудоустроить депутата Петрова, судя по всему, он и так в порядке – театр его не интересовал и вряд ли будет интересовать и впредь. Министру культуры надо разрушить традиционную модель репертуарного русского театра – только так я могу объяснить его эксперименты.

Справедливости ради надо сказать, что попытку реорганизации театров мы наблюдаем не только в Пермской области: кто-то занимается объединением под одну дирекцию нескольких театральных коллективов, эстетически никак не связанных; кто-то вместо директора театра ставит во главу эффективного менеджера, а художественному руководителю отводит место в ряду руководителей других структурных подразделений, например, рядом с начальником монтировочного цеха. Стараются чиновники на разных местах, каждый по-своему, но цель у них одна – подчинить творческий процесс законам маркетинга, аутсорсинга и еще разным другим технологиям с красивыми названиями, но не имеющим никакого отношения к искусству театра.

И в этой связи вопрос, почему умирает профессия главного режиссера, обретает совершенно иной смысл и значение.

«Театрал»

Свежие новости

Нина Голева: о сцене, жизни и судьбе

В театре состоялась встреча Курса театральных блогеров с актрисой Ниной Голевой. Беседовали о жизни, творчестве, Читать дальше…

6 декабря 2022

«Войцек» — лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства

Спектакль «Войцек» Коми-Пермяцкого национального драматического театра вошёл в число лауреатов премии Пермского края в сфере Читать дальше…

6 декабря 2022

Конкурс ёлочной экоигрушки

Приглашаем творческие семьи к участию в нашей новогодней выставке. Экоигрушки станут украшением фойе большой сцены Читать дальше…

1 декабря 2022

Ваня-Пух и всё-всё-всё: фантазия-поэзия-игразия

Коми-Пермяцкий национальный драматический театр приступил к постановке детского спектакля «Ваня-Пух и всё-всё-всё» (6+). Над ним Читать дальше…

28 ноября 2022

⚡️ Чёрная пятница ⚡️

Главная распродажа года в Коми-Пермяцком театре. Сходите на спектакль, который давно хотели увидеть, купив билет Читать дальше…

24 ноября 2022

«Тöв» (Зима): новый спектакль-концерт

1 декабря на малой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоится премьера спектакля-концерта «Тöв» (Зима) (12+). Читать дальше…

23 ноября 2022

«Раскас» едет на фестиваль в Лысьву

Коми-Пермяцкий национальный драматический театр завершает насыщенный фестивальный год гастролями в Лысьве. На фестивале «Камский» наш Читать дальше…

22 ноября 2022

Театральные недели по по Пушкинской карте!

У вас до сих пор нет «Пушкинской карты»? Ее можно быстро оформить двумя способами: Как Читать дальше…

22 ноября 2022

Видеоэссе о Пиноккио

Вот уже почти 150 лет Пиннокио читают, иллюстрируют, ставят и экранизируют. В нашем видеоэссе рассказываем Читать дальше…

22 ноября 2022

Смотреть все новости