Говорим, а проблемы не решаются

14 мая 2021

Председатель СТД Александр Калягин о самоуправстве чиновников

На днях ко мне заглянул в Союз председатель Тамбовского отделения СТД РФ Сергей Левандовский. Я стал спрашивать, как обстоят дела в регионе, какие сегодня самые больные проблемы, и чем мы можем помочь. Честно говоря, я ожидал, что в первую очередь, услышу про то, как сократили бюджет театрам, как не хватает денег. Но, нет.

Первое, что он мне сказал, прозвучало неожиданно: «Уходит профессия главного режиссера. Режиссеры не хотят становиться главными, они готовы приехать поставить спектакль и быстро уехать. Без художественного руководства театр теряет свое лицо, нет внятной продуманной репертуарной политики, разбалтывается труппа.

Вроде ничего нового я не услышал, сам ни раз про это говорил и практически теми же словами. Но услышать вновь, было для меня важно.

К сожалению, мы говорим, говорим, а проблема по большому счету не решается, хотя, как будто стараемся, ищем пути… СТД РФ добился того, что выпускники столичных вузов, которые согласились уехать работать в провинциальные театры, теперь получают дополнительно по 20 тыс. рублей в месяц. И в итоге, на свет появилось уже несколько хороших спектаклей, сделанных этими молодыми режиссерами в небольших городах России. И именно эти работы составили афишу фестиваля «АРТМИГРАЦИЯ», который уже дважды проходил в Москве.

Но хотят ли эти режиссеры возглавить театры, взять на себя ответственность не за один спектакль, а за всю художественную программу театра, за его развитие, за труппу – вот это большой вопрос.

Всегда ли дело в том, что легче и выгоднее перемещаться из одного театра в другой, ставя по одному спектаклю, забывая о нем, и тут же начиная новую работу? Или есть все-таки более глубинные причины? 

Директора Коми-Пермяцкого театра Анатолия Четина переводят на должность художественного руководителя, а хозяйственно-управленческие функции передают специально созданной управляющей компании во главе с Алексеем Петровым, депутатом Законодательного собрания Пермского края, предпринимателем, которому в городе Кудымкаре принадлежит торговая сеть и несколько кафе (обо всем этом я узнал из письма коллектива театра, который просит меня разобраться в такой абсурдной ситуации). И как к этому относиться?

Уже само название «управляющая компания» сразу вызвало негативную реакцию. Когда тебе в квитанциях по оплате за коммунальные услуги пишут – «координаты вашей управляющей компании», тебе становится немного смешно, но не оскорбительно. А в отношении театра это кажется откровенным издевательством. Что за управляющая компания ?! Есть учредитель в лице Департамента культуры для муниципальных театров, Министерство культуры – для федеральных и областных. Что за промежуточное звено, для чего, для каких целей его создают? Что происходит?

Идея министра культуры Пермского края Игоря Гладнева, а эта идея именно его, мне кажется более чем странной. Он уже «успешно» внедрил свою идею в работу некоторых культурных организаций края, после чего проблем у них стало не меньше, а больше.

В чем же дело? Почему так настойчиво министр культуры добивается реорганизации? Не думаю, что он хочет просто трудоустроить депутата Петрова, судя по всему, он и так в порядке – театр его не интересовал и вряд ли будет интересовать и впредь. Министру культуры надо разрушить традиционную модель репертуарного русского театра – только так я могу объяснить его эксперименты.

Справедливости ради надо сказать, что попытку реорганизации театров мы наблюдаем не только в Пермской области: кто-то занимается объединением под одну дирекцию нескольких театральных коллективов, эстетически никак не связанных; кто-то вместо директора театра ставит во главу эффективного менеджера, а художественному руководителю отводит место в ряду руководителей других структурных подразделений, например, рядом с начальником монтировочного цеха. Стараются чиновники на разных местах, каждый по-своему, но цель у них одна – подчинить творческий процесс законам маркетинга, аутсорсинга и еще разным другим технологиям с красивыми названиями, но не имеющим никакого отношения к искусству театра.

И в этой связи вопрос, почему умирает профессия главного режиссера, обретает совершенно иной смысл и значение.

«Театрал»

Свежие новости

Итоги фестиваля «Сообщение»

Фестиваль закончился. Итоги подведены. Итак: • Гран-при III межнационального фестиваля «Сообщение» — спектакль «Шобага» («Жребий»), Читать дальше…

15 октября 2021

В театре готовится премьера по повести нидерландского писателя

6 ноября на малой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоится премьера спектакля «Книга всех вещей» Читать дальше…

14 октября 2021

Всероссийская перепись населения

С 15 октября по 14 ноября 2021 года пройдёт основной этап Всероссийской переписи населения. Жители, Читать дальше…

14 октября 2021

Человек театра из страны «Абу»

Татьяна Тихоновец Если из Перми, которая москвичам и петербуржцам сама уже кажется краем земли (а Читать дальше…

11 октября 2021

Наш театр выступит на фестивале в Москве

Коми-Пермяцкий национальный драматический театр со спектаклем «Медной горы хозяйка» примет участие в IV Международном большом Читать дальше…

8 октября 2021

Под грифом секретно

Под грифом «секретно» хранился в окружном архиве этот документ. Этой истории уже 90 лет, и Читать дальше…

8 октября 2021

На этой неделе в театре состоится премьера спектакля «Зарни Инь. Золотая Баба»

9 октября на большой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоится премьера пластического спектакля «Зарни Инь. Читать дальше…

5 октября 2021

Вениамину Соколову — 100 лет

6 октября исполняется 100 лет со дня рождения Вениамина Владимировича Соколова. В его жизни было Читать дальше…

5 октября 2021

В театре открылась выставка деревянной скульптуры

В фойе Коми-Пермяцкого национального драматического театра открылась выставка деревянной скульптуры актёра и режиссёра Станислава Мещангина. Читать дальше…

4 октября 2021

Смотреть все новости