«Медной горы хозяйка» режиссёра Юлии Беляевой на Большом детском фестивале — это как если бы Павел Бажов был блогером-инфлюенсером.
Вот такие бы песни под баян, балалайку и битбокс, вот такие бы лаконичные пляски он в сеть запиливал.
Из полутора страниц текста Бажова выпускница Хейфеца и уже второй сезон главный режиссёр Коми-Пермяцкого театра Юлия Беляева берёт сюжет: не путать с Данилой-Мастером из «Каменного цветка», здесь любовный треугольник Настенька-Степан-Хозяйка. Добавляет коми-пермяцкого колориту: шахтёров в оранжевых жилетах с тачками. И под заголовком «sound-эпос» сочиняет новый русский фольклор, бойкий и заразительный ремикс из массовой культуры. Сочиняет буквально: дописывает текст, изобретает цветистую музыкальную партитуру, вводит дополнительных персонажей (стая брутальных ворон под предводительством примы труппы Галины Кудымовой — такой аналог стаи Бабок-Ёжек из мультика).
По количеству занятых артистов, по размаху декораций (остроугольная Красная гора прямо-таки башня Татлина) спектакль напоминает ёлку в Олимпийском, но с цельной драматургической линией и актёрскими работами. Спектакль вольно играет лубочными мотивами (медведь — но розовый; валенки — но неоново жёлтые; матрёшки — но в стиле стрит-арта) и стилизует под фольклор современную подростковую попсу (я узнала только Славу Марлоу). Да так, что не сразу отличишь, где автор «Серебряного копытца», а где автор «Снова я напиваюсь».
Квартет музыкантов и композитор Николай Бабич создают хиты (сольные и массовые), по воздействию на зал, по тому, как дети напевают эти строчки в антракте, похожие на «Летучий корабль». Да, рифмы у поколения тиктокеров бедненькие — на смену «муж работящий, домик и печка» пришли «яхта, тачка, бассейн» — но у каждого поколения должен быть свой летучий корабль.
Спектакль, маркированный 12+, явно рассчитан на семейный просмотр и периодически между репликами «подмигивает» и родителям («хорошие сапоги, надо брать» — советует мать Настеньке не дожидаться Степана, а выходить за горного монополиста, «душного козла»). Ну, а хор служителей горы, мрачно и торжественно исполняющих Carminа Burana Карла Орфа, и целомудренно — сексуальная Хозяйка Медной горы в красном кокошнике, говорящая на неведомом языке (помесь древнеарамейского и латыни) — отдельное эстетическое удовольствие, специально для взрослых.
Мила Денёва