Театр вчера и сегодня

19 мая 2021

Коми-Пермяцкий театр основан в сентябре 1931 года. С 1935 года носит имя Максима Горького. Награждён орденом «Знак Почёта» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1981 года. Входит в Национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России – 2011». Удостоен Премии Правительства Российской Федерации им. Ф. Волкова в 2012 году.

Виды творчества: драматические, музыкально-драматические спектакли, спектакли для детей, спектакли-концерты, концерты-капустники.

Репертуар: классическая и современная драматургия отечественных и зарубежных авторов, коми-пермяцкая национальная драматургия.

Коми-Пермяцкий краевой национальный драматический театр в г. Кудымкаре — из числа старейших театральных коллективов Западного Урала.  Сегодня он является одним из главных центров культуры Коми-Пермяцкого округа.

Если из Перми, которая москвичам и петербуржцам сама уже кажется краем земли (а фактически — лишь край Европы), выехать на север и ехать по живописной дороге более трёх часов, то окажешься в центре Коми-Пермяцкого округа, городе Кудымкаре. А в самом центре этого городка, расположенного на небольших холмах, стоит могучее здание Коми-Пермяцкого театра. Коми-пермяки — коренной народ, давший пермской земле её название («Парма» — лес, тайга), а русской культуре — знаменитых пермских деревянных богов, скульптуры православных святых с коми-пермяцкими ликами и «пермский звериный стиль». Про свою землю коми-пермяки говорили: «страна абу» («абу» в переводе с коми-пермяцкого — значит «нет»). То есть ничего нет, ничего бог не дал.

История же театра своими корнями уходит в 20-ые годы прошлого столетия, когда замечательный коми-пермяцкий художник Пётр Иванович Субботин-Пермяк в Кудымкаре организовал художественно-промышленные мастерские, при которых был создан драматический кружок. Когда мастерские были закрыты, кружок распался. Проделанная им работа, впрочем, не пропала даром. 

В 1930 году, осенью, в Кудымкар из Свердловска (нынешний Екатеринбург) приехала труппа русских актёров, положившая начало развитию профессионального театрального искусства в округе. Через год, в 1931-м, театр организовал коми-пермяцкую национальную студию, куда для обучения актёрскому мастерству были отобраны молодые люди со всего округа. Набор первой национальной студии можно считать «точкой отсчёта» в истории театра.

Для нас интересна, во-первых, дата — 1930 год, а во-вторых, город, откуда приехала русская труппа — Свердловск. Почему именно 1930 год и почему именно Свердловск? Летом 1930 года в Кудымкаре был дан концерт гастролирующей труппой, в состав которой входили: оперный певец, балерина, балалаечник и эстрадные артисты (высокое и массовое искусство, всё и сразу. Когда ответственные лица писали отчёт о прошедшем мероприятии, то указали: «Дирекция должна добиться, чтобы Областное бюро работников искусств направило к нам на предстоящий зимний сезон постоянную труппу артистов драмы».

Отчёт увидел кто надо и буквально через месяц, осенью, труппа приехала в Кудымкар.  Её сформировал Московский театральный распределитель. Через год, в 1931-м, была набрана первая национальная студия, для которой было построено и новое здание.

Здание театра (1932 год)

Создавать национальную студию приходилось с нуля. Возникает вопрос — зачем? Думается, что будущие артисты должны были стать чем-то большим, чем просто исполнители художественных произведений. Они рассматривались как проводники просвещения, а ещё как средство трансляции важных для советской власти идей, ведь большая часть территории Округа тогда — обширные, малоосвоенные лесные территории, покрытые редкой сетью деревень и сел.

Практически сразу после начала учёбы студийцы стали ездить с выступлениями по районам округа. Советская власть, как правило, не бралась за то, в чём не видела практической пользы, и перед студией ставились вполне конкретные и четкие задачи — агитация, популяризация политики коллективизации и т. п. Случались казусы. В отдалённых посёлках люди прятались от приезжих артистов, изначальное недоверие и подозрительность в свой адрес было нелегко преодолеть. Но у них это выходило. Люди шли на контакт. Простые парни и девушки, сами вышедшие из этих деревень, они могли найти эмоциональную связь со зрителями, могли донести до людей то, что не доносили высоколобые государственные пропагандисты и печать. Ведь с каждым надо разговаривать на его языке. Тут эта формула работала прекрасно. Они стали рупором пропаганды, но они же несли людям светлые эмоции, развлекали и мотивировали.

Вот что пишет о будущих студийцах Ия Субботина, дочь вышеупомянутого художника Субботина-Пермяка, режиссёр театра: «Внешне молодежь была проста, скромна, хороша своей непосредственностью; в большинстве своём юноши и девушки были одеты в национальные костюмы. По одежде, по красным пояскам на лаптях, по покрою сарафанов и рубашек можно было судить, какой район округа представляли те или иные любители искусства». На момент приёма им — 14–18 лет.

Труд юных студийцев сложно назвать простым. Они, бывало, сбивались с дороги в метели, ночуя у костра в лесу, выступали в абсолютно неприспособленных для этого сырых церквях и на гумнах. А параллельно учились и ставили «пьесы большого полотна». А работавшая параллельно русская труппа привлекала студийцев к работе в своих спектаклях, помогала и наставляла.

Во время обучения многие отсеялись. В 1935 году студию окончит 29 человек.  Именно из их числа народная артистка РСФСР А. Г. Котельникова, заслуженные артистки РСФСР Н. П. Канюкова и Н. И. Кивилёва. Первое театральное поколение, заложившее фундамент и задавшее тон театральному искусству в Округе.

I национальная студия

После того как в 1935 году первая национальная студия выпустилась, русская труппа уехала в Молотов (нынешняя Пермь). Молодые артисты стали более свободны, но вместе с тем выросла и ответственность. Студийная работа задала вектор движения всему творческому составу, научила его работать и «грамотно пользоваться техническими средствами — голосом, словом, дикцией, ритмом, музыкой, жестом — для создания полноценных художественных образов».

Был значительно расширен репертуар — кроме пьес на коми-пермяцком языке ставилась отечественная классика (по большей части — Островский), западная классика (Мольер, Гольдони) и советская драматургия, которой власть придавала особое значение. Зачастую материал для постановок выбирался исходя не из его художественной ценности, а общественной значимости. Каждый спектакль приходилось согласовывать, это приводило к тому, что многое «отбраковывалось». Вместо «неблагонадёжного» и «не соответствующего сути момента» материала предлагалось ставить то, что, с одной стороны, пропагандирует приоритетные цели и «правильный» образ мысли, а с другой стороны критикует и бичует старые порядки. Тот же Островский рассматривался, в первую очередь, как критик «мещанства» и «мелкобуржуазного образа жизни». Театр никогда не существует в вакууме, он всегда плоть от плоти своей эпохи.

В это время в театре работают молодые профессиональные режиссёры — Григорий Сикевский, Владимир Паскевич, Ия Субботина, Михаил Троянский. Благодаря их знаниям и профессионализму развивались умения и навыки артистов. Значительную роль играли художники. Александр Коротаев, приехавший из Перми, совмещал работу артиста и художника, со временем, правда, всё более склоняясь ко второму. С 1936 года начинает работать Тамара Чистоева, известный в будущем художник, закончившая декоративный факультет Молотовского художественного техникума.

В 30-х годах, на волне активного роста промышленности, в Округе значительно повышаются масштабы лесозаготовок. Как грибы после дождя растут таёжные поселки на севере региона. Перед театром ставится задача «по обслуживанию лесозаготовителей». Значительную часть времени приходится проводить в разъездах. Вот как пишет об этом И. Субботина «И вот зимой, на лошадях, часто по бездорожью, пробирались отдельными бригадами одетые в тулупы актёры для обслуживания лесорубов». Во время одного из таких выездов пришла новость о начале Великой Отечественной войны.

«Власть тьмы» (1937 год)

Из театра на фронт ушли 19 человек, в т.ч. директор театра Михаил Ярков. Обратно вернулось 5 человек. Острая нехватка актёрских кадров приводит к тому, что в 1943 году организуется набор во вторую национальную студию. Руководителями и основными педагогами становятся Ия Субботина и Григорий Сикевский.  При отборе кандидатов были сформулированы чёткие требования, среди которых 7–10 классное образование. Сделано это было, видимо, для того, чтобы не тратить время на общее образование, а сконцентрироваться на актёрском ремесле. Было набрано 23 человека, из которых 14 получат дипломы, свидетельствующие об окончании студии. Выпускниками второй студии станут известные в будущем артисты — Нина Четина, Николай Ужегов и другие. Кроме того, выпускница студии Мария Сторожева (в последующем окончит Московский литературный институт им. М. Горького) станет известным драматургом, а Александр Клещин — композитором.

II национальная студия

В 1948 году театры были переведены на бездотационную основу. Бюджет театра сократился вдвое. Это вызвало коренную перестройку всей работы — был изменен репертуар, запланированы параллельные постановки, сокращено время подготовки, увеличено количество выездов. Помимо этого были серьёзно сокращены штаты. В первую очередь это касалось молодых артистов, как обладавших «меньшим опытом и знанием дела».  Об этом с большой болью писала Ия Субботина, руководитель второй национальной студии. Она прямо называла потерю молодых артистов, подготовка которых далась столь дорогой ценой, большой ошибкой дирекции театра. В то же время, оставшиеся «в строю» молодые артисты быстро влились в коллектив.

Особенностью спектаклей 40-х годов была ориентация на «жизненную правду». Считалось, что она сглаживает все шероховатости. Передать ужасы войны и в то же время противопоставить им природу, как вечный источник жизни. В спектаклях тех лет отчётливо звучат мотивы восстановления, возврата к мирной жизни и грядущего светлого будущего.

Каждый театр, как правило, имеет определённое художественное лицо, определённую репертуарную линию. До прихода Алексея Белолипецкого на должность главного режиссёра театр не имел единого творческого направления. С момента основания, за 20 лет, сменилось 10 руководителей! Все они принадлежали к разным школам, обладали разными стремлениями. Каждый включал в репертуар такие пьесы, которые были ему хорошо известны, каждый стремился удовлетворить свой индивидуальный интерес. С приходом Алексея Белолипецкого общее художественное направление театра обретает стабильность (пусть и сам он руководил не слишком долго, с 1953-го по 1959-й), которая будет укрепляться его преемниками.

В 1957 году в театр приезжает актёр и режиссёр Александр Лазаревич Бердичевский. Вместе с ним в Кудымкар приезжают супруга Ольга Сергеевна Владская и сын Бердичевского от первого брака Костя, будущий известный отечественный философ Константин Кедров. 60-е в театре многим запомнились как «время Бердичевского».

Бердичевский только что женился на голубоглазой красавице Ольге Владской. Она отсидела 10 лет, как жена «врага народа». Её мужа, известного журналиста, расстреляли, объявив троцкистом. Сам Бердичевский подвергался гонениям из-за еврейского происхождения. Такой семейной паре путь на сцены театров областных городов был заказан. Вместе они покоряли сцены советской провинции. В первые годы их жизни в Кудымкаре «хитом» стала «Мария Тюдор» В. Гюго, в инсценировке Ольги Владской. Она же исполнила главную роль. В будущем Владская сыграет много ведущих ролей в театре, напишет две пьесы «Наш друг хирург» и «Смерти в лицо», спектакли по которым тоже шли с неизменным успехом.

Александр Бердичевский

Об образовании Бердичевского долгое время писали расплывчатое «выпускник московских театральных школ». Лишь немногие знали, что он ученик Мейерхольда. Естественно, о расстрелянном Мейерхольде и учёбе в его молодёжной студии официально не говорилось. Как всё открылось? 1966 год, сцена Коми-Пермяцкого театра, вечер, посвящённый 60-летию Александра Лазаревича.

Со сцены зачитывают юбилейную телеграмму от Народного артиста СССР Игоря Ильинского (они вместе учились в молодёжной студии В. Э. Мейерхольда): «Помним нашего искрящегося талантом, доброго и весёлого Сашу Бердичевского. Желаем новых премьер, здоровья и долгих лет жизни. Игорь Ильинский и все мейерхольдовцы».

В том же году о работе Бердичевского в должности главного режиссёра пишут в журнале «Театральная жизнь». В частности, рассказывают о первой в СССР постановке (и именно на сцене Коми-Пермяцкого театра!) «Мёртвых душ» Гоголя в инсценировке Михаила Булгакова, которая до этого не ставилась и фактически была запрещена. Получить текст инсценировки, в те годы ещё не опубликованной, удалось, опять же, через сокурсников Александра Лазаревича по студии Мейерхольда, уже маститых МХАТовцев во главе с Ильинским.

Из Кудымкара Александр Бердичевский с Ольгой Владской уехали в 1969 году, работали в городе Каменск-Уральский Свердловской области. В дальнейшем они жили в Москве, в Доме ветеранов сцены, занимались общественной работой от ВТО (ныне Союз театральных деятелей).

1963 год. Для театра он стал знаменательным, если не сказать больше — судьбоносным. К работе приступили выпускники III Национальной студии, обучавшиеся в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Они работали вплоть до начала 2000-х, фактически определяя облик театра. Это, в частности, Народный артист РФ Владимир Гуляев — актёр, режиссёр, художественный руководитель — знаковая фигура для театра. Владимир Мазеин — популярнейший артист. И многие, многие другие.

III национальная студия

К приезду молодой смены театра уже почти что не было — стояла разобранная коробка. Нужно было решать — или работать на износ, мотаясь по сёлам, пока здание ремонтируют, или «доносить» театр, как доносят старое платье, и закрыть. Решили работать по сёлам. Это был самый настоящий театральный экзамен. Нетеатральным людям трудно представить, что такое 730 спектаклей за календарный год (при отсутствии стационарного помещения) в холодных колхозных клубах, лагерях и школах.

В том же году Гуляев стал очередным режиссёром. А когда через пару лет директор театра С. Морошкин предложил ему пост главного, отказался — считал, что ещё не дорос. Но с 1969 года (уход Бердичевского) начался долгий 30-летний путь Владимира Дмитриевича Гуляева сначала в ипостаси главного режиссёра, потом художественного руководителя. Свой актёрский талант (а Гуляев был разноплановым актёром с большим обаянием) он вынужден был принести в жертву обязанностям руководителя. Всё чаще режиссёр брал верх. Всё яснее он понимал, что надо строить театр, как строят добротный дом, где у каждого — своё место, где всё прилажено надёжно и крепко. Гуляеву удалось этого добиться.

Татьяна Тихоновец: «Входя в театр, невольно чувствуешь дух несуетной, уверенной в себе силы. 70–80 годы прошлого века были золотой порой Кудымкарского театра и театральной судьбы Гуляева. 42 актёра было в труппе. При этом три четверти с высшим театральным образованием!»

Здание театра (1960-е годы)

В 1972 году к работе приступили выпускники IV национальной студии, обучавшиеся, на этот раз, в Свердловске. Одним из них был Станислав Мещангин — замечательный артист, а впоследствии ещё и режиссер. Его режиссёрскую манеру отличало богатство творческого воображения, неординарный подход к прочтению драматургического материала и вместе с тем раскрытие его глубины. Он прекрасно владел сценическим пространством, находя неожиданные, выразительные мизансцены.  В каком бы жанре и стиле не осуществлялись его режиссёрские работы, они всегда были значительны по идее и пронзительны по звучанию. Непременно несли в себе позитивное начало. Обращаясь к суровой правде бытия, заложенной в исходном драматургическом материале, он давал зрителю возможность найти путь к очищению и исцелению.

IV национальная студия

Выпускники V Национальной студии, обучавшиеся в том же Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, приступили к работе в театре в 1981 году. Значительная их часть работает до сих пор. Это, например, директор театра, заслуженный работник культуры РФ Анатолий Четин; заслуженные артисты РФ Анатолий Радостев и Василий Макатерский. А также Нина Голева, Александр Власов, Наталья Морозова, Вера Чугайнова. Сразу после начала работы молодые артисты оказались вовлечены в постановку спектакля «Снегурочка».

Народная артистка РСФСР А. Котельникова в роли Бобылихи в спектакле «Снегурочка» (А. Островский), 1981 год

В 1983 году спектакль был показан на фестивале Островского в Костроме и имел оглушительный успех. Постановщик «Снегурочки», тогда уже заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Гуляев, заслуженный художник РСФСР Дмитрий Евстигнеев, народная артистка РСФСР Анна Котельникова и заслуженный артист РСФСР Владимир Мазеин стали лауреатами Государственной премии имени К. С. Станиславского.

V национальная студия

Спектакли В. Гуляева, его успех не были, конечно, сугубо личной заслугой. Вместе с вышеупомянутыми Дмитрием Евстигнеевым, талантливым художником, и Владимиром Мазеиным, прекрасным артистом, он образовал своеобразный «триумвират». Крепко дружившие в жизни, они и трудились сообща.

Заслуженный артист РСФСР Владимир Георгиевич Мазеин — один из талантливейших и популярнейших артистов за всю историю Коми-Пермяцкого театра. Сегодня его именем названа ежегодная театральная премия Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа «За лучшую мужскую роль».  К своей профессии Владимир Мазеин всегда относился серьёзно и уважительно. Но судьба уготовила для него словно не подвергаемый корректуре жизненный сценарий, в котором был закручен острый конфликт между его талантом, человеческой порядочностью и трагической предначертанностью. Вместе с активным становлением артиста разрушалось его здоровье. В возрасте 30 лет — инфаркт. Болезнь усугубилась психологическим сломом, депрессией. Но он справился со всеми проблемами и вернулся в работу. Она ждала его. Ждал театр, который не мог обходиться без этого артиста. Репертуар в большой степени держался на нём. Ждали роли, которые непрерывной, нескончаемой чередой входили в его жизнь. Они требовали от артиста больших сил. А он скоро стал понимать, что уже не сможет быть свободным и беспредельным в их трате. Круг замыкался: роли требовали сил, отбирали их. При этом он испытывал долг перед своей работой, перед профессией. Если можно применить к работе в театре слово «Служение», то это было именно оно — полное, безоговорочное посвящение своей жизни работе в театре.

В. Мазеин в роли Лопахина в спектакле «Вишнёвый сад» (А. Чехов), 1982 год

О Дмитрии Евстигнееве хорошо сказал Сергей Андреев, с 2005-го по 2020-е годы бывший главным режиссёром театра: «Театру присуща высокая постановочная культура, и во многом это заслуга Д. Евстигнеева. Когда-то для московских критиков это явление было неожиданным открытием и потрясением. Многие из них и предположить не могли, что в глубокой провинции постановочная культура спектаклей находится на таком уровне. Евстигнеева отличала бесконечная преданность своему делу, скрупулёзность, когда продумана каждая мелочь, каждая деталь и в декорациях, и в костюмах».

Д. Евстигнеев

В 2007 году народному артисту РСФСР Владимиру Гуляеву, который являлся непревзойдённым художественным руководителем театра на протяжении более 30 лет, была вручена Национальная Театральная премия «Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство».

В 1994 году спектаклем «Власть тьмы» по пьесе Л. Толстого коми-пермяцкие артисты открывали первый фестиваль Театров малых городов России в Театре Наций в Москве, где получили высокую оценку критиков и зрителей.

Двумя годами ранее, в 1992 году, в театр приехали выпускники VI национальной студии, окончившие Московское театральное училище им. Б. Щукина. Со времен первых двух национальных студий, их выпускники были основой труппы театра. VII национальная студия приступила к работе в 2002 году, после окончания Пермского государственного института культуры. Значительная часть выпускников этих студий не задержалась в театре, но те, что остались и работают стали важной, практически неотъемлемой частью труппы: Анатолий Попов, Галина Кудымова, Марина Рукавицына, Эдуард Щербинин и другие. Последняя на сегодняшний день, восьмая по счёту национальная студия начала работать в 2015 году, сразу после окончания Российского государственного института сценических искусств (бывшего ЛГИТМиКа).

Здание театра (1990-е годы)

В 2008 году было поставлено сразу два спектакля, которые мощно заявили о себе, были показаны на множестве фестивалей, собрали награды, добились признания критиков и любви зрителей.  Первый из них это спектакль «Уйди-уйди» Н. Коляды в постановке Станислава Мещангина. Среди его наград: Гран-при III Международного фестиваля «Коляда-Plays – 2009»; Победа в номинации «Лучший спектакль» VIII фестиваля Театров малых городов России в г. Лысьва (+ исполнительница главной роли — заслуженная артистка РФ Валентина Мещангина победила в номинации «Лучшая актриса»).

Заслуженные артисты РФ В. Мещангина и В. Макатерский в спектакле «Уйди-уйди» (Н. Коляда)

Второй без преувеличения легендарный спектакль — «Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина в постановке Сергея Андреева. По отзывам критиков — один из лучших спектаклей X-ого Всероссийского фестиваля «Реальный театр» в г. Екатеринбург. Обладатель приза зрительских симпатий Всероссийского театрального форума-фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» (г. Владимир) и других. Эти успехи достигнуты на фоне долгой, изнуряющей   реконструкции   здания театра, с отсутствием своей сцены и надлежащих условий для плодотворной творческой деятельности. При этом театром не был утрачен творческий потенциал. Творчество шло как будто не благодаря, а вопреки.

При этом театр никогда не забывал, что он — национальный. Никогда это определение не было просто словом в названии. В условиях, когда родной язык и культура в сознании коми-пермяков утрачивают свою актуальность, популярность и авторитет Коми-Пермяцкого театра у зрителя обратно пропорционально растут. Театр возлагает на себя миссию хранителя и популяризатора родного языка и культуры в целом. Важной частью нашей работы является развитие национального репертуара.

Спектакли на родном языке   на сцене театра всегда шли с огромным успехом.  Брендом стала постановка С. Мещангина по пьесе А. Радостева «Гузи да Мези». В 2006 году другому успешному спектаклю «Гöтрасьны, дак гöтрасьны!» (Жениться, так жениться!) В. Климова в постановке того же режиссёра была присуждена премия Пермского края в сфере культуры и искусства.  Осуществлена успешная попытка   постановки современным сценическим языком спектакля «Кудым-Ош йылiсь висьтас» (Сказание о Кудым-Оше) В. Климова и С. Андреева в постановке С. Андреева. Пьеса, написанная на основе известной легенды коми-пермяцкого эпоса, стала одной из победительниц конкурса современной драматургии, проводимого Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Спектакль получил Диплом лауреата Международного дистанционного фестиваля этнических театров Баренцева Евро-Арктического региона и финно-угорского мира «Северная звезда – 2008» с формулировкой «За эпическое воплощение фольклора средствами режиссуры».

Заслуженные артисты РФ В. Макатерский и А. Радостев в спектакле «Гузи да Мези» (А. Радостев)

Традиционно основой для спектаклей на коми-пермяцком языке была национальная драматургия или русская классика. Но в последние годы диапазон драматургического материала для таких спектаклей расширился. Например, в 2018 году был поставлен спектакль «Öштöм синтöмыс пöлян» (Потерял слепой дуду), основой которого стала современная русская проза — одноименная повесть Александра Григоренко. В 2019 году состоялась премьера спектакля «Допплер» по мотивам одноименного бестселлера популярнейшего норвежского автора Эрленда Лу. Для того, чтобы национальная культура и язык были интересны и востребованы мало их помнить. Культуру надо развивать, актуализировать. И когда диалог героев современной прозы на коми-пермяцком языке выглядит органичным и естественным, коми-пермяцкие культура и язык перестают восприниматься как рудимент и становятся куда более востребованы.

Татьяна Тихоновец: «С чем же выходит театр к своим зрителям? Что он несёт им? Утешительные сладкие сказки, или суровую, часто жестокую правду об их жизни? Он говорит с ними на равных, или учит их, как надо жить? Он размышляет вместе с ними, или грозит пальцем? И способен ли он отражать народное сознание на родном народу языке?

Сегодня национальный театр выполняет важнейшую миссию по сохранению народной культуры и родного языка. Не будет языка — не будет народа, он ассимилируется, растворится в общем языковом море. Не будет народа, значит, постепенно исчезнет память о народной самобытной культуре, люди будут просто людьми, вполне современными нормальными людьми, но народная общность исчезнет. Поэтому сегодня перед национальным театром стоят важные задачи. Он должен сохранять свой народ, свой язык. Свою культуру. И необязательно делать это на основе древнего эпоса. Важно понять, что происходит с народом сегодня. «Нация собирается в партере», считали французские энциклопедисты. И это правда. Когда смотришь на зрителей, собравшихся на спектакль, идущий на родном языке, начинаешь понимать, зачем нужен театр».

В последние годы Коми-Пермяцкий театр продолжает регулярно участвовать в региональных, межрегиональных и международных фестивалях. Например, театр является постоянным участником международного фестиваля театров финно-угорских народов «Майатул», Фестиваля театров малых городов России и пермского фестиваля-конкурса «Волшебная кулиса». Помимо этого стоит упомянуть участие в престижном Международном Платоновском фестивале искусств в г. Воронеж (со спектаклем «Андрей Платонов. Рассказы», 2018 год); Всероссийском театральном Форуме Фестивале фестивалей «У Золотых ворот» в г. Владимир (спектакль «С любимыми не расставайтесь» стал обладателем Гран-при фестиваля в 2018 году). Ну а самым важным из этого ряда стали 5 номинаций спектакля «Чёрный монах» на национальную театральную премию «Золотая маска» в 2019 году.

М. Демидова и А. Радостев в спектакле «С любимыми не расставайтесь» (А. Володин)

В 2020 году «прогремел», бал показан на многих фестивалях и собрал целую россыпь наград спектакль на коми-пермяцком языке «Кококкез, кококкез, кококкез…» («Ноженьки, ноженьки, ноженьки…»), поставленный московским режиссёром Татьяной Ворониной по пьесе Николая Коляды «Старосветские помещики».

Почему так важно участие в фестивалях? Потому что когда в городе один театр, он невольно начинает казаться себе единственным и неповторимым. Особенно, когда в городе театр любят так, как любят его в Кудымкаре, где у театра уникальный зритель: внимательный и ревнивый. Иногда полезно оказаться в региональном, российском или международном контексте, чтобы посмотреть на себя со стороны. И оценка профессионального сообщества особенно дорога и важна.

На сегодняшний день у театра много и собственных интересных проектов. Например, режиссёрская лаборатория «Живая классика». Её проведение стало доброй традицией, в 2021 году лаборатория прошла уже в пятый раз. Суть лаборатории такова, что участники (молодые режиссёры) за несколько дней должны создать эскиз спектакля. Эти дни проходят максимально напряжённо и это серьёзная проверка на прочность для труппы и цехов театра. Но результат стоит того! Получаются интересные эскизы, часть которых потом дорабатывается до полноценных спектаклей. Театра знакомится с режиссёрами, сотрудничество со многими из них продолжается и в дальнейшем. Занимательный факт: главный режиссёр театра, Юлия Беляева, дебютировала в Коми-Пермяцком театре как участник II режиссёрской лаборатории «Живая классика».

Из лабораторных эскизов «вырастали» замечательные, знаковые для театра спектакли. Например, «Чёрный монах» режиссёра Веры Поповой, номинант «Золотой маски».  Или спектакль «Пошехонская старина» Алексея Шавлова, в котором зрители размещаются на круге большой сцены, он медленно поворачивается, пока вокруг развивается действие спектакля. В лабораторных эскизах осваиваются самые разные, незнакомые публике пространства театра: то зрители сидят на сцене, а действие происходит в зале, то действие происходит в фойе малой сцены, то зрители сидят на планшете сцены, а действие происходит вокруг них. Словом, сам театр становится пространством игры, вовлекая публику в удивительное путешествие по новым маршрутам. А благодаря работе с молодыми режиссёрами, с новым, порой неожиданным материалом труппа становится мобильной, пластичной, способной к выполнению самых сложных художественных задач. Ну, и самое главное: благодаря этим эскизам становится понятно, какие классические тексты сейчас наиболее актуальны, какие герои и конфликты интересны современному человеку.                  

Коми-Пермяцкий театр организует и проводит межнациональный театральный фестиваль «Сообщение». Суть его заключается в «со-общении» национальных театров из разных субъектов России. Фестиваль выполняет много полезных функций. Во-первых, это обмен опытом, налаживание взаимодействия между театральным коллективами. Многие провинциальные театры замкнуты на себе, что приводит к выпадению из потока театральной жизни, застою и деградации. Фестиваль отчасти помогает решить эту проблему.

Во-вторых, приезд новых театральных коллективов важен зрителю. Не всегда есть возможность смотреть спектакли, идущие в других городах и регионах, а тут — все на «родной» сцене. К осени 2021 года фестиваль «Сообщение» прошел трижды, каждый раз расширяя географию участников и привлекая все больше зрительского внимания. Организация и проведение таких мероприятий — большая работа и большая ответственность, но оно того стоит.

Фасад театра

Сегодня коллектив театра счастлив тем, что неизменно любим и почитаем зрителем. Отношение критиков к театру можно выразить словами известного театрального критика, эксперта Национальной театральной премии «Золотая маска» Т. Тихоновец: «Я люблю хотя бы раз в год приезжать в этот театр, где нет мнимостей, подмен, приехать, чтобы вспомнить о высоком предназначении театра, о его миссии». Это признание радует нас и вдохновляет на новые свершения!

Свежие новости

Хроника 91-го театрального сезона

В начале августа коллектив театра вышел из отпуска. На большой сцене состоялось традиционное собрание, где Читать дальше…

28 июня 2022

Фрагмент фильма «Чемпион мира» с участием Анатолия Попова

В основу фильма легли реальные события. Картина рассказывает об одном из самых легендарных поединков в Читать дальше…

23 июня 2022

Спасибо за вашу поддержку!

Вот и прозвучали последние аккорды финального выступления на закрытии 91-го театрального сезона. Сезона сложного, насыщенного, Читать дальше…

21 июня 2022

Мы закрыли 91-й сезон

18 июня на большой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоялась церемония закрытия 91-го театрального сезона. Читать дальше…

19 июня 2022

На этой неделе мы закроем 91-й сезон

18 июня на большой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоится церемония закрытия 91-го театрального сезона. Читать дальше…

14 июня 2022

В театре покажут «Мужской стриптиз»

Коми-Пермяцкий национальный драматический театр приступил к постановке спектакля от сценариста «Голодных игр» и «Миллионера из Читать дальше…

10 июня 2022

Путевые видеозаметки из Тагила

XIX Фестиваль театров малых городов России проходил в Нижнем Тагиле с 29 мая по 5 Читать дальше…

6 июня 2022

Кытчö этö ми? Тагиииил!

Коми-Пермяцкий национальный драматический театр со спектаклем «Войцек» примет участие в XIX Фестивале театров малых городов Читать дальше…

1 июня 2022

Вновь приятные новости: три награды в Йошкар-Оле

С 23 по 29 мая в столице республики Марий Эл состоялся Международный фестиваль театров финно-угорских Читать дальше…

30 мая 2022

Смотреть все новости