Живая классика – 2023

24 января 2023

С 8 по 13 августа 2023 года в седьмой раз Коми-Пермяцкий национальный драматический театр соберёт молодых режиссёров.

В этом году театр проведёт лабораторию в совершенно новом для себя формате. Кудымкар — город молодых. Увы, не все они открыты ко встрече с театральным искусством, ну что ж, тогда мы идём к ним! Дерзкие и молодые режиссёры всерьёз возьмутся за уроки литературы и подготовят «классные» творческие работы «классной живой классики» по произведениям авторов из школьной программы или их увлекательным биографиям.

Время проведения: 8–13 августа 2023 года

Тема: «Классная живая классика»

Режиссёр: не старше 35 лет (в душе 17-летний)

Продолжительность работы: не более 45 минут (формат академического часа)

Место действия: класс, коридор, спортивный зал, лестница (но там должен уместиться класс!). Партнёр проекта — Школа № 2 г. Кудымкара

Зрители: старшие школьники, студенты, педагоги

Приём заявок: до 31 мая 2023 года (последний день, когда можно сдать всё)

Условия: организаторы предоставляют место проживания, оплачивают дорогу и гонорар режиссёрам в рамках финального этапа лаборатории

Заявки на участие в лаборатории принимаются до 31 мая 2023 года. Положение и форма заявки на участие здесь.

Лаборатория организована при поддержке Министерства культуры Пермского края.


Режиссёрский состав участников:

  • Владимир Билык (Москва), ГИТИС (выпуск 2024 года) (Мастерская А. Тителя и И. Ясуловича), А. Островский, Н. Римский-Корсаков «Снегурочка» / сценограф — Екатерина Горшкова, художник по костюмам — Анна Зудина

«Нерадостно и холодно встречает Весну свою угрюмая страна». Бесчеловечная сказка о ненависти к инакочувствующим. Островский соединил в пьесе две главные черты русского человека — сентиментальность, чувственность и жестокость, граничащую с дикостью. Римский-Корсаков ещё и усилил это музыкой. После 9 лет обучения на дому, Снегурочка сбегает от разведённых родителей в школу — царство Берендея, где кровь течёт под личиной блага. Она бежит к десятикласснику Лелю, к такому же одинокому, как и она. Робкой, тонко чувствующей мир Снегурочке придётся через боль понять себя и в одиночку попробовать пробудить заворожённые сердца берендеев. Возможно ли это, если у всех глаза закрыты рукой розовощёкого директора-царя?

  • Фамил Джавадов (Санкт-Петербург), РГИСИ (Мастерская А. Могучего), Д. Фонвизин «Недоросль»

Это произведение является одной из многочисленных жемчужин русской литературы и драматургии. Но доступен ли этот текст современным школьникам? Злые помещики, лентяй-недоучка, псевдо-учителя, пара влюблённых и благородный спаситель. Актуальны ли эти герои сегодня? Как 14-летнему подростку разобраться в этих перипетиях, а самое главное — как найти интерес к тому, что написано 240 лет назад? Автор-рассказчик Стародум проведёт зрителя по страницам пьесы. С помощью краткого пересказа и традиций площадного театра, где каждый персонаж представлен как определённая маска, авторы спектакля предлагают встретиться с пьесой Фонвизина, чтобы увидеть её актуальность.

  • Дмитрий Кириченко (Севастополь), ВШСИ (Мастерская К. Мишина), Е. Клишина «Спойлеры»

Произведения школьной программы по курсу русской литературы для многих учащихся становятся чем-то вроде повинности или наказания. Книги больших объёмов, непонятные в силу возраста смыслы, ограниченное количество часов, отведённых на данную дисциплину. Эта работа – попытка поговорить о «толстых» книгах понятным языком. Девятиклассник Захар Табашников, проваливший ОГЭ по литературе, заключил пари со школьным учителем и прочитал за лето целую серию книг. Своими впечатлениями он будет делиться с одноклассниками Пирожниковой и «Печенью», будет задавать собравшимся вопросы, будет спорить, а также слушать мнения зрителей.

  • Александра Кохан (Магнитогорск), СГИК (Магистратура А. Праудина), А. Чехов «Чайка»

Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. С каждой эпохой, с каждым столетием оно всё более и более совершенствуется человеком. На протяжении столетий человек старался всё сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство развивается, но при этом часто при столкновении общества и художника, при столкновении жизни и искусства приносятся жертвы. Всем известна фраза «искусство требует жертв». Этот афоризм настолько самоочевиден, что, кажется, никогда не оспаривался. Пьеса А. П. Чехова «Чайка» является отправной точкой в исследовании темы жертвенности в искусстве.

  • Филипп Шкаев (Архангельск), ГИТИС (Мастерская И. Райхельгауза), Н. Гоголь «Шинель»

Гоголь — дико интересный автор в плане форм и жанров, «зашитых» в его произведениях. Хоррор, мистика, фарс, чёрная комедия… это просто надо вытащить из облака предрассудков и дежурных обсуждений «что же хотел сказать автор». Так мы с ним и поступим. Конкретно «Шинель» — это история о круговороте унижений «по чину», где предмет (шинель) — попытка этому противостоять. Вещь статусная, дающая шанс вписаться «в тусовку», поднять себя в глазах других… и способная подчинить себе того, кто её носит.

Эксперты лаборатории «Живая классика»:

  • Марина Оленёва (Пермь) — доцент кафедры режиссуры и мастерства актёра ПГИК. Мастер курса. Основатель и художественный руководитель Камерного театра «Новая драма». Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат краевой премии в области культуры и искусства. Лауреат премии им. Георгия Буркова по режиссуре. Член жюри фестивалей Уральского региона.

  • Анастасия Иванова (Москва) — театральный критик, историк театра, старший преподаватель кафедры истории зарубежного театра Российского института театрального искусства — ГИТИС, художественный руководитель (совместно с Б. Н. Любимовым) курса театроведческого факультета ГИТИСа.
  • Елизавета Кирсанова (Москва) — студентка II курса театроведческого факультета ГИТИСа (мастерская А. Бартошевича и В. Силюнаса). Статьи, интервью и рецензии опубликованы в газете «Центрального Дома актёра имени А. Яблочкиной».
  • Виктория Спасёнова (Москва) — студентка III курса театроведческого факультета ГИТИСа (мастерская А. Бартошевича и В. Силюнаса), обладательница именной стипендии «Литературной газеты».

Свежие новости

День театра. Официальная часть

27 марта на большой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоялась церемония вручения наград от Министерства Читать дальше…

29 марта 2024

В театре пройдёт неделя премьер

С 29 марта по 1 апреля в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре в 76-й раз пройдёт Читать дальше…

29 марта 2024

В театре вручили премию «Золотой гвоздь сезона»

27 марта в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоялось вручении премии «Золотой гвоздь сезона». Ежегодно, во Читать дальше…

28 марта 2024

27 марта пройдёт праздничная распродажа билетов

27 марта в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоится большая распродажа билетов в честь Всемирного дня Читать дальше…

21 марта 2024

С осени 2023 года в Коми-Пермяцком театре реализуется проект «Школа юного блогера в Коми-Пермяцком театре»

Наш театр продолжает заниматься укреплением местного молодежного сообщества. В рамках проекта, стартовавшего осенью 2023 года, Читать дальше…

5 марта 2024

Настольная игра «Коми-Пермяцкий национальный драматический театр»

«Настольная игра «Коми-Пермяцкий национальный драматический театр» – уникальный проект, открывающий новое видение истории Коми-Пермяцкого театра. Читать дальше…

5 марта 2024

Тандем театра и педагогики или театр-эксперимент

Успех курсов для руководителей школьных театров прошлого сезона вдохновил нас на новые идеи. В нынешнем Читать дальше…

29 февраля 2024

Ушёл Владимир Гуляев…

Первое ощущение от известия — что-то рухнуло… и пустота… Понимаешь — 92 года, изрядно утомившие Читать дальше…

27 февраля 2024

Не стало Владимира Гуляева…

На 93-м году ушёл из жизни Владимир Дмитриевич Гуляев.  Режиссёр, актёр, сценограф. Народный артист РСФСР, заслуженный Читать дальше…

24 февраля 2024

Смотреть все новости